Представление собственного инновационного педагогического опыта

 «Инновационные методы преподавания информатики»

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание:

1. Литературный обзор состояния вопроса.                                              

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике

 и данном образовательном учреждении.                                                                          

1.2. История изучения темы педагогического опыта

в образовательном учреждении и муниципальном образовании.                                                 

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического

опыта.    

2. Психолого-педагогический портрет класса (группы)

обучающихся (воспитанников), являющихся базой для

формирования представляемого педагогического опыта. 

3. Педагогический опыт.                                                                                   

3.1. Описание основных методов и методик, используемых

 в представляемом педагогическом опыте.                                                                                      

3.2. Актуальность педагогического опыта.                                                    

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.                         

3.4. Результативность педагогического опыта.                                               

3.5. Новизна представляемого педагогического опыта.                               

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.              

3.7. Описание основных элементов представляемого

 педагогического опыта.                                                                                                                 

4. Вывод.                                                                                                             

5. Библиографический список.                                                                         

6. Приложения.                                                                                                   

«Только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения»

(А. Адамский)

  1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА

В настоящее время Россия начала вхождение в мировое образовательное пространство, это требует модернизации образовательной системы: акцентируется иное ее содержание, введение в образовательную среду инновационных технологий, в основу которых положены целостные модели учебно – воспитательного процесса, основанные на диалектическом единстве методологии  и средств их осуществления, а жизнь определяет другие подходы к процессу обучения, поведения и педагогический менталитет учителя. Современная российская школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

Фронтальная система обучения (один учитель против целого класса) имеет жесткие ограничения – педагог не может уделить достаточно внимания каждому ребенку, учесть  его индивидуальные особенности, направленность. Кроме того при такой системе даже самый успешный ученик не сможет развить очень важные в современном обществе навыки:

  •  Умение самому разрабатывать план своих действий и следовать ему;
  • Умение находить нужные ему ресурсы;
  • Умение получать и передавать информацию, презентовать результат своего труда;
  • Умение ориентироваться в незнакомой профессиональной деятельности.

 

 

Новые методы которые используются при преподавании информатики ориентированы на то, чтобы каждый ребенок, окончив школу, смог добиться успеха в жизни, используя все свои возможности.

Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. «Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Многие образовательные учреждения стали вводить некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Чтобы научиться грамотно развивать школу, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», которые отнюдь не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд.

В отечественной литературе проблема инноваций долгое время рассматривалась в системе экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию инновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в себя использование современных достижений не только в области науки и техники, но и в сферах управления, образования, права и др.

Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования. На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах М.М. Поташника, А.В Хуторского, Н.Б Пугачёвой, В.С. Лазарева, В.И Загвязинского с позиций системно-деятельностного подхода, что дает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений.

Сегодня инновационный поиск вошёл в “спокойное русло“, стал частью имиджа любой уважающей себя школы, элементом “штатной ситуации “ в системе жизнедеятельности многих образовательных учреждений региона. Но существует огромное множество нововведений, применимых к образованию вообще и в частности к школе. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии школы.

Цель работы:  раскрыть понятие инновационных методов преподавания, раскрыть основные требования к инновационным методам.

Исторически сложилось, что дети, обучающиеся в развивающихся, инновационных учебных заведениях, имеют более высокий уровень развития по различным показателям, чем дети из традиционных школ. Именно по этой причине родители часто отдают детей в инновационные школы, не учитывая индивидуальных способностей детей. Слабые дети не всегда осиливают программу развивающейся школы, они обычно отстают от сверстников. Поэтому в наше время проблема выбора школы, различия между разными типами и видами школ являются особенно актуальными.

Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация.

Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

Нововведения, или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Словарь С.И. Ожегова даёт следующее определение нового: новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового.

Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация.

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия “новация“ и “инновация“.

Новация – это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства. Инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Инновационные методы в  преподавании – это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к нынешним проблемам.

Инновационные методы – это методы, позволяющие ученикам самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к правильному выбору своей профессии.

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей (Монахов В.М.)

Понятие «Тренинг»- это запланированный заранее процесс, цель которого изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающегося опыта, и направленный на развитие навыков выполнения определенной деятельности или нескольких видов деятельности.

Пахальян В.Э. показывает, что тренинг – это совокупность различных приемов и способов. Направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений.

Согласно В.А. Саруханову, тренинг – деятельность, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, коррекции и формирования способностей и установок, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности.

Формально тренинг – это групповое занятие под руководством ведущего, направленное на развитие личностных качеств индивида, лучшее понимание себя и других; один из специфических способов получения личностного опыта, где основу любого тренинга составляет групповая  работа.

  1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
  2. . ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ И МЕТОДИК, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРЕДСТАВЛЯЕМОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ

Цели педагогического опыта:

обучающая – обучение учащихся на уроках информатики, занятиях кружка и внеурочной деятельности учебной деятельности через использование инновационных методов преподавания;

развивающая – развитие мыслительных способностей, ключевых компетентностей обучающихся;

воспитательная – воспитание целеустремленности, организованности, аккуратности, самостоятельности, коммуникабельности, толерантности, чувства гордости за свою школу и район.

Основные компоненты системы работы:

  1. Изучение инновационных методов преподавания информатики;
  2. Использование инновационных методов преподавания на уроках информатики;
  3. Привлечение к работе НОУ учителей-предметников с целью создания проектов по разным учебным предметам, использование межпредметных связей;
  4. Использование различных видов деятельности: коллективной, групповой, индивидуальной;
  5. Оценка результативности использованных методов преподавания информатики;
  6. Подготовка учащихся к участию в конкурсах и научно-практических конференциях школьного, муниципального, регионального и федерального уровней;
  7. Выступления на семинарах учителей информатики района по инновационным методам преподавания информатики;
  8. Обобщение опыта работы.

Методы, формы, средства и виды деятельности

Основные методы обучения имеют различные формы их воплощения и средства реализации. Инновационные методы являются общими для обучения любому предмету, но в каждом из них они приобретают специфическую форму.

Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который ищет и находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся. Будучи очень гибкими и тонкими инструментами прикосновения к личности, методы обучения вместе с тем всегда обращены и к коллективу, используются с учётом его динамики, зрелости, организованности.

     К инновационным методам преподавания информатики можно отнести:

  •  Метод анализ ситуаций (кейс- метод);
  • Технологию с применением метода проектов;
  • Тренинговую технологию;
  • Рефлексивную технологию.

   Формы – самостоятельная работа учащихся; групповое обсуждение; консультации учащихся, лекции, беседы, дискуссии, уроки в форме научно-исследовательская лаборатория, научно-практические конференции, заседании научного общества учащихся, внеклассные мероприятия по информатике, участие в семинарах.

   Средства –компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийные пособия, обучающие программы, виртуальные лаборабории, Интернет, электронные наглядные пособия и учебники, интерактивная система голосования Verdict.

 Виды деятельности:

  • проблематизация (рассмотрение проблемного поля и выделение подпроблем, формулирование ведущей проблемы и постановка задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполагание и планирование содержательной деятельности ученика;
  • самоанализ и рефлексия (результативность и успешность решения проблемы);
  • представление результатов своей деятельности и хода работы;
  • поиск и отбор актуальной и необходимой информации и усвоение необходимого знания;
  • практическое применение школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбор, освоение и использование подходящей технологии изготовления продукта проектирования.

   Обоснование выбора – инновационные методы преподавания информатики  на уроках и внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся при изучении информатики, позволяет последовательно и целенаправленно выдвигать познавательные проблемы, решая которые обучающиеся получают прочные знания и творческое их применение в практической деятельности.

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность: учитель не передает знания, а обеспечивает обучающемуся деятельность (консультирует, мотивирует, помогает и наблюдает);

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Проектный метод обучения близок к проблемному обучению, которое предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных  проблем, решая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания.

Метод проектов  имеет сходство с развивающим обучением – активно-деятельностным способом обучения, при котором осуществляется целенаправленная учебная деятельность. Ученик сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает. 

Особенностью метода проектов является создание продукта деятельности – проекта. Работа над учебным проектом помогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми переживать вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Информатика  – практическая наука. Моментами для формирования элементов проектной деятельности являются практические и лабораторные работы, внеурочные занятия по конструированию моделей и физических приборов, комбинированные уроки с организацией групповой работы, любые деятельностные формы организации учебных занятий.

Успех работы в личных качествах учеников, которые проявляются в работе над проектами и при защите проектов: самостоятельность, настойчивость в достижении цели; чувство ответственности, не только за свой участок работы, но и за результаты работы своей группы; готовность помочь в поиске информации в создании эксперименты; требовательность к себе и другим; чувство коллективизма и осознание своей роли и места в этом коллективе; чувство гордости за проделанную работу.

Актуальность представляемого педагогического опыта «Инновационные методы преподавания информатики» в том, что она способствует развитию талантливых детей, что является одним из основных направлений развития общего образования в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».

 

  1. НАУЧНОСТЬ В ПРЕДСТАВЛЯЕМОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ

         Важным направлением организации урочной и внеурочной деятельности  является инновационные методы преподавания информатики. Использование информационных технологий создает самые благоприятные условия для организации такой деятельности.

          С точки зрения обучающегося учебный проект – это возможность максимального раскрытия своего потенциала. Это работа, направленная на решение интересной проблемы, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей.

          Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать умения и навыки проектирования у обучающихся.

          Проектное обучение предусматривает три вида урочных занятий для формирования проектной деятельности:

  • проектный урок, который включает в себя или целиком состоит из работы над проектом;
  • урок, на котором ставится триединая дидактическая цель не только относительно освоения того или иного предметного содержания, но и относительно формирования и развития универсальных умений, относящихся к проектным умениям;
  • урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод предметных умений в общеучебные и универсальные.

      Тематика проектов затрагивает не только физику и информатику, но и другие науки.   

       Целевая установка проектной технологии:

  • окружающая жизнь – лаборатория, в которой происходит процесс познания;
  • самообучение в процессе познания.

       Используемые дидактические модели обучения: поисковая, исследовательская.

       Мотивация и познавательная активность учащихся растет при проведении уроков и внеурочных занятий по физике с применением современных педагогических технологий, особенно проектно-исследовательских.

       Поэтому педагогический опыт «Проектная деятельность и преподавание физики» отвечает критерию научности, так как основывается на основных положениях методики преподавания, педагогики и психологии.

  1. НОВИЗНА ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Инновационные методы преподавания информатики   позволяет вырабатывать и развивать умения и навыки проектирования у учащихся, учить их:

  • проблематизации;
  • целеполаганию и планированию деятельности;
  • самоанализу и рефлексии;
  • представлению результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах;
  • поиску и отбору актуальной и необходимой информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению школьных знаний в различных ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.

Наиболее продуктивными для выработки умений и навыков проектирования являются уроки, на которых предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении заданий. Актуализируемые предметные знания закрепляются, углубляются и расширяются в процессе и освоения нового знания учащихся.

                   Умения учащихся оцениваются по результатам участия в конкурсах и научно-практических конференциях муниципальных, зональных, региональных и федеральных этапов.  Важным мероприятием, на котором все могут представить свои проекты, является школьная научно-практическая конференция, которая ежегодно проводится в нашей школе в рамках НОУ «СОВА».  Проекты представляются по всем предметам. На мероприятии работы оцениваются, в летний период дорабатываются, а в новом учебном году авторы проектов могут представлять свои работы на конкурсах и научно-практической конференции «СОВА»

          Автор считает, что для успешной проектной деятельности школы необходимы создание научного общества учащихся и творческого объединения педагогов – научных руководителей, которые планируют работу, оценивают результаты проектной деятельности, организовывают интегрированные проекты, определяют их тематику.

         Педагогический опыт предлагает усовершенствование и комбинацию известных педагогических методик. 

  1. ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

   Метод проектов.

Информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов.

Технология проектного обучения характеризуется получением учащимися конкретного результата и его публичным представлением. Данный метод значительно  укрепляет межпредметные связи и информатика играет в этом главенствующую роль.

Метод проектов – это гибкая модель  организации  учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых «продуктов».

Опыт применения метода проектов дает возможность выделить два уровня тем для проектирования:

  • Тематические – это, как правило, индивидуальные проблемные задания, сравнительно небольшие по объему и включающие во все возможные  варианты решения, вновь полученные знания;
  • Итоговые – это, как правило, объемные проблемные задания, выполняемые на протяжении длительного периода времени.

Учебные проекты выполняются непосредственно на уроке  и в качестве вида  внеклассной самостоятельной работы.

Уже несколько лет на уроках информатики наряду с линейными технологиями передачи знаний используется метод коллективных  и индивидуальных творческих проектов. Его использование позволяет обеспечить условия для реализации  у учащихся навыков самостоятельной постановки задач и выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели,  анализа  полученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи.

Данная методика позволяет в процессе интеллектуальной творческой  работы реализовать на практике, актуализировать, расширить полученные знания, что способствует стимулированию образовательной активности учащихся с одновременным стимулированию  образовательной активности учащихся с одновременным развитием самостоятельности. Кроме того, в процессе работы над проектом происходит накопление опыта самореализации, что очень важно для развития личности.

В  рамках пропедевтического,   курса учащиеся выполняют различные проекты, такие, например  как создание кроссвордов,  мультфильмов, обучающих игр и т.д. Итогом  изучения программы ЛОГОМИРЫ является  выполнения проекта в этой среде с описанием сценария, использованием анимации, управляющих элементов и собственных форм.

В базовом курсе информатики освоение  отдельных элементов  компьютерных технологий происходит с применением проектного метода. Проекты  обязательно выполняются при изучении темы «Моделирование», «Технологии мультимедиа» и других.

После изучения на уроках информатики редактора Word и  PowerPoint  в 8 классе все учителя – предметники знают, что с учащимися можно  требовать грамотно, по всем правилам оформленный  реферат, и что  к урокам  ученик может подготовить презентацию, сначала самую простую, а с опытом и анимированную, сложную  и управляемую, что в значительной мере помогает  грамотной реализации проектов в предметной области.

В старших классах, где содержание образования имеет профильную и углубленную направленность и представляет собой систему курсов по различным темам, учебный процесс организован  в виде  разработки и  реализации каждым учащимся     или их группой  творческой  проектов. Результатом такой  деятельной  должна  явиться  общественно-  значимая работа, выполненная  с использованием информационных технологий. Это может быть разработка и реализация компьютерных уроков  по школьным дисциплинам  непосредственным участием учителей - предметников), создание образовательных Web – страниц, презентаций, выпуск тематических газет и т.д.

 Источник мотивов  работы учеников при создании таких проектов – возможность использования современных видов обработки информации,  актуализация полученных знаний, применение ПЭВМ  в качестве  средства решения собственных конкретных задач (например, компьютерное оформление научных работ, создание презентаций или организация компьютерного эксперимента для наглядного сопровождения докладного и пр.), а так  приобретение  профессиональных знаний, умений и навыков. У учащихся, таким образом, происходит сращивание цели и мотивов, что в свою очередь, обеспечивает высокую значимость процесса познания.

Проектная деятельность в школе организована не только в учебное время, но и внеурочное время.

Результатом целенаправленной работы по организации проектной деятельности учащихся явилась тенденция к творческому сотрудничеству учителя информатики, учащегося и учителя – предметника, а так же  появление реальной возможности установления межпредметных связей. Кроме того , у учителя появилась возможность для создания совместно с учащимися индивидуальной, нужной именно ему, компьютерной поддержки урока.  Немаловажно, что метод проектов может быть эффективен лишь в сочетании с технологиями работы в группах сотрудничества (приложение 1).

Рефлексия.

Главным звеном на уроке должна быть рефлексия, побуждающая к осмыслению собственной деятельности, межличностных отношений и педагогического взаимодействия.

Процесс рефлексии должен быть многогранным. Так как оценка должна  проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Рефлексия на уроке – это  совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

На уроке информатики в процессе учебной деятельности формируются умения, структурируемые по основанию «информационные процессы», где конструирование «образа Я» посредством рефлексивных заданий рассматривается как одно из  необходимых условий успешного перехода учащихся на более высокий уровень  сформированности умений.

 Формы  образовательной рефлексии на уроках информатики различны – устное обсуждение, письменное  анкетирование на бумаге и компьютере, графическое изображение происходящих изменений и т.д.

Рефлексия  может производиться как после урока, так и после  изучения темы или раздела.

В качестве одного из приемов можно использовать рефлексивные задания. Эти задания должны  создавать ситуации, для решения которых требуется рефлексивная активность учащихся.

Приведем несколько заданий по информатике, содержащих элементы рефлексии.

Задание 1. Напишите мини – сочинение – размышление на одну из тем: 1) Почему люди создают компьютерные вирусы? 2) Живое и виртуальное общение – плюсы и минусы. 3) Компьютеры мне интересны, потому что…. . Посчитайте количество информации в получившемся тексте, выразите его в байтах, битах и Кбайтах.

Задание 2. Постройте график функции y=2cosx одним из следующих цветов, который на ваш взгляд, соответствуют вашему настроению от проделанной вами работы: красный  - отличное, зеленое – хорошее, синий – удовлетворительное.

При выполнении заданий с элементами рефлексии можно также использовать метод проектов и его отдельные элементы. Остановимся на некоторых его особенностях, которые положительно влияют на создание рефлексии:

  1. возможность при выполнении проекта коллективной работы, способствующей развитию навыков общения и рефлексии;
  2. комплексность выполняемой работы. Выполнение проекта позволяет формировать не только отдельное коммуникативное умение, но и целую группу, порой разнородных, коммуникативных умений, связанных, прежде всего, с широтой тем проектов и использованием огромного спектра инструментов для его выполнения;
  3. метод проектов позволяет возвращаться к действиям, которые ученики выполняли раньше, на более сложном уровне. Набор тем для выполнения проектов, инструментальная база, объем выполняемой работы и время, затраченное на это, зависят от особенностей конкретного класса. Широкое применение здесь могут иметь телекоммуникационные проекты, в которых школьники принимают коллективное участие.

Одним из методов активизации рефлексии на уроках информатики является проблемное обучение.

Средством развития рефлексии учащихся в проблемном обучении служат проблемные и информационные вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы и на область поиска еще неизвестного учащемуся знания. Тем самым создаются условия для продуктивного мышления, развития личности учащегося и его социальных отношений.

Учитель, создавая учебные проблемные ситуации для учащихся, обеспечивает осознание ими проблемы, сочетание их самостоятельной деятельности с усвоением готовых выводов науки.

При решении задач ученики сталкиваются с проблемными ситуациями. В результате решения проблемы, учащиеся находят самостоятельно несколько способов, анализируют  их с точки зрения применимости к данной в задаче ситуации.

Проблемная ситуация повышает  интерес у учащихся к выполнению заданий, активизирует познава